Нам необходимо разобраться в том, что представляет собой парапсихология. Этот термин имеет два значения.
В первом своем значении слово парапсихология используется для условного обозначения некоторой области необычных явлений, которые выпали из рассмотрения современных естественных наук. Факты эти, будучи психологическими по своей сути, тем не менее находятся вне или около традиционной научной психологии. Отсюда та частица "пара", которая включена в этот термин. Против такого использования термина "парапсихология" что-либо возразить трудно: ведь, в сущности, почти все равно, как мы будем называть некоторую область явлений независимо от того, действительные эти явления или мнимые. Такое условное и чисто терминологическое значение слова "парапсихология" не является единственным его значением. Если внимательно прочитать многочисленные парапсихологические статьи и книги, выходящие во многих странах, то можно сделать вывод о том, что парапсихология не просто обозначение некоторой области фактов. По мнению некоторых авторов, это наука о той области природы, перед которой сегодня бессильно человеческое познание. В этом смысле парапсихология оказывается научной областью, противостоящей естествознанию и примыкающей к системе околонаук. Вся область околонаук со стороны естествоиспытателей всего мира обычно встречает в высшей степени отрицательное отношение. Так, устав Международной ассоциации научной психологии считает, что занятия парапсихологией не могут быть совмещены с пребыванием в системе научной психологии. Согласно этому же уставу, какие бы то ни были доклады, так или иначе освещающие проблематику парапсихологии, не могут быть включены в программу съездов научных психологов. Такое отношение к тем, кто исповедует парапсихологию как некую противоположность принципам естественных наук, можно понять. Парапсихология, если ее рассматривать не как слово, обозначающее некоторую область фактов, а как теоретическую систему, представляющую собой антипод естествознания, имеет в своей основе по крайней мере два методологических философских положения, которые вступают с решительное противоречие с теми принципами, на основе которых привыкли мыслить современные естествоиспытатели.
Первое философское положение, лежащее в основе парапсихологии не как области фактов, а как концептуальной системобъективныхы, противостоящей естествознанию, связано с тем, что объект этой специфической концептуальной системы принципиально отличен от объектов других наук, например от объекта научной психологии.
Второй теоретической основой этой парапсихологии является положение о том, что механизмы необычных явлений, в эту область включаемых, не могут быть познаны и раскрыты с помощью техметодов, которые обычно используются в традиционном естественнонаучном исследовании.
Эти два положения - принципиальное своеобразие объекта парапсихологии и его непознаваемость с помощью традиционных научных принципов - широко используются парапсихологами в том случае, когда осуществляются попытки теоретического анализа околонауки. Эти теоретические философские положения с особой отчетливостью обнаруживают себя в тех весьма частых утверждениях, когда парапсихологи говорят о невозможности познать естественнонаучные материальные основы некоторых странных явлений человеческой психики. Такие утверждения можно найти в публикациях парапсихологов. Из этих утверждений следует, что в основе необычных явлении человеческой психики, таких, например, как телепатия, телекинез, разные формы целительства и т. д., лежит некая особая реальность, в принципе отличная от материи и тех информационных процессов, которые исследуются в системе современного естествознания. А раз так, то для изучения этой особой реальности обычные научные методы (эксперимент, наблюдение и т. д.) не подходят, да в них и нет необходимости. Именно поэтому здесь нужна особая концептуальная область (парапсихология), лежащая за пределами естествознания и являющаяся антиподом естественных наук.
Нужна ли парапсихология как особая концептуальная система? Нужно ли противопоставлять странные и необычные, но совершенно реальные факты и явления человеческой психики обычным объектам естествознания, тем процессам и явлениям, которые исследуются в системе научной психологии? На эти вопросы возможен лишь один ответ - отрицательный. Какими бы ни казались странными и непонятными те или иные явления человеческой психики, все они имеют определенную материальную основу, которая не только может, но и должна быть раскрыта в ходе объективного естественнонаучного исследования. Ни сложность явления, ни глубокая зашифрованность его закономерностей и механизмов не может служить оправданием отказа от поиска этих закономерностей и механизмов, от включения той или иной области фактов в систему научного естествознания.
А. П. Дубров, В. Н. Пушкин "ПАРАПСИХОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ"
|